История «семейной империи» Хёндэ

Официальная история Hyundai (Хёндэ́) начинается с 1947 года, когда Чон Чжу Ен основал строительную фирму Hyundai Civil Industries (впоследствии — Hyundai Construction).

В момент основания фирма представляла собой, скорее, бригаду шабашников: весь ее штат состоял из хозяина и 11 рабочих. Однако вскоре на помощь Чон Чжу-ёну пришел его младший брат Чон Ин-ён, который окончил языковые курсы в Японии и неплохо говорил по-английски. Это редкое по тем временам обстоятельство оказалось решающим: во время Корейской войны компания не имела себе равных в получении подрядов от американских военных. Платили американцы хорошо, и в смету особо не вникали — ведь по их меркам любые проекты в нищей Корее стоили копейки. Это обстоятельство — в сочетании с везением и трудолюбием будущего промышленника — и помогло фирме благополучно пережить Корейскую войну и встать на ноги.

К концу пятидесятых Хёндэ уже представлял собой крупную по корейским меркам компанию. Однако Корея была еще одной из беднейших стран Азии, и по ВНП на душу населения уступала Папуа-Новой Гвинее. Голод был обычным явлением, а электричество в городах подавалось с перерывами.

Новый этап в жизни компании наступил после военного переворота в Корее в 1961 году, организованный генералом Пак Чжон Хи, с именем которого и связано «корейское экономическое чудо». Новое правительство сделало ставку на развитие экспорта. Корею следовало превратить в страну-фабрику, и компания Hyundai попала в число избранных, получая правительственные заказы и кредиты на строительство объектов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. После прихода к власти генерал целенаправленно «отобрал» несколько десятков фирм, которые казались ему наиболее перспективными. Основным критерием отбора были при этом личные качества руководителей. Этим компаниям власти оказывали всяческую поддержку, предоставляли льготный доступ к кредитам и иностранным инвестициям. Взяток Пак Чжон Хи не брал, и свою благодарность «избранные» должны были выражать дисциплинированным исполнением правительственных предписаний.

В начале шестидесятых Пак Чжон Хи решил, что одним из направлений корейского экспорта должно стать строительство «под ключ» объектов на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Естественно, что в этих условиях внимание президента оказалось привлечено к строительному сектору. Чон Чжу Ён решил воспользоваться этой ситуацией.

Дальновидным решением Чон Чжу-ёна было добиться подряда на восстановление взорванного во время Корейской войны моста в Сеуле. Несмотря на то, что этот контракт принес компании заметные убытки, работы на столь заметном объекте в центре столицы были проведены с примечательной эффективностью и завершены досрочно. Этот успех, как и планировалось, привлек к Чон Чжу-ёну внимание самого президента, и вскоре Hyundai была выбрана в качестве одного из главных экспортеров строительных услуг — сначала во Вьетнаме и странах Юго-Восточной Азии, где в годы Вьетнамской войны компания строила американские военные объекты, а потом — и на Ближнем Востоке, который в семидесятые годы стал главной ареной деятельности корейских строительных компаний. Немало объектов строила компания и в самой Корее.

На протяжении последующих десятилетий корейская экономика росла рекордными темпами. Вместе со страной рос и Hyundai. Подобно другим «избранным», компания рано занялась диверсификацией, и стала вкладывать капитал во все новые и новые отрасли, создавать все новые и новые дочерние фирмы. С начала семидесятых правительство провозгласило политику преимущественного развития тяжелой промышленности — и Hyundai не остался в стороне. В 1973 году начала работать верфь Hyundai, которая к 1984 году сделала Корею второй кораблестроительной державой мира.

В семидесятые годы Hyundai стал активно строить и автомобильные заводы (Hyundai Motor), продукция которых вскоре также пошла на экспорт. Усилиями бывшего автослесаря Чон Чжу-ёна к 1990 году. Корея вошла в число ведущих мировых производителей автомобилей.

Начало восьмидесятых было эпохой зарождения корейской электроники, и опять Hyundai оказалась в первых рядах. В 1983 году была создана дочерняя компания Hyundai Electronics, со временем ставшая одним из крупнейших мировых производителей полупроводников.

К концу семидесятых группа Hyundai вошла в состав «большой четверки» корейских концернов, существовавшей вплоть до азиатского кризиса 1997 года. Кроме Hyundai, в эту четверку входили Samsung, LG (Lucky Gold Star), Daewoo. На протяжении четверти века Hyundai занимала в списке «избранных» первую или вторую строчку. В 1987 г. в состав холдинга входили 34 дочерние компании, на предприятиях которых работало 159 тысяч человек. Концерн производил корабли, автомобили, электронику, локомотивы, станки, электрооборудование, сталь, занимался нефтехимией, строительством и страхованием. Сложная система перекрестного владения акциями означала, что все компании концерна находились под твердым контролем совета директоров холдинга, в котором определяющую роль играл сам Чон Чжу-ён и его многочисленные родственники — братья, племянники, кузены. Влияние рядовых акционеров на дела холдинга было ничтожно, а большинство топ-менеджеров либо принадлежало к клану Чонов по рождению, либо было связано с ним брачными узами. Впрочем, такая же картина была и в большинстве крупнейших компаний.

Усилиями бывшего автослесаря Чон Чжу Ена к 1990 году Корея вошла в число ведущих мировых производителей автомобилей.

В апреле 1999 года после конца «азиатского экономического кризиса» Hyundai объявила о крупной реструктуризации, сокращении на две трети числа бизнес-единиц и запланировала разделению конгломерата на пять независимых бизнес-групп: основными видами бизнеса стали судостроение, автомобилестроение, строительство, розничная торговля, финансы, электроника. После смерти основателя Чон Чжу-ёна в 2001 году, компании, составлявшие «империю Хёндэ», отделились и стали представлять самостоятельные предприятия. 1 апреля 2003 г. «Hyundai Group» была разделена на независимые подразделения «Hyundai Group», «Hyundai Motor Group», «Hyundai Development Group», «Hyundai Department Store Group» и «Hyundai Electronics» («Hynix»).

Сегодня большинство компаний, носящих имя Hyundai юридически не связаны с Hyundai Group. Тем не менее, в большинстве бывших дочерних компаний конгломерата Hyundai продолжают руководить родственники Чон Чжу-ёна.

Автомобильному концерну Hyundai Motor Company принадлежит ряд автозаводов в Южной Корее (в том числе крупнейший в мире автосборочный завод в Ульсане), Турции, Северной Америке, Китае, Индии, Чехии, России и Бразилии.

Автомобили марки «Хёндэ» продаются в 5000 автосалонах по всему миру. Официальный слоган компании — «New thinking, new possibilities» (новое мышление — новые возможности).

Между цехами заводов компании расположены просторные вольеры с различными животными, в том числе оленями, павлинами, кроликами, лисицами и т. д. Целью этого является повышение производительности труда специалистов, работающих на этих заводах.

Чон Чжу-ён (Стрелец по знаку) родился в семье бедного крестьянина в дереве Асан. Чжу-ён получил блестящее по деревенским меркам того времени образование: окончил начальную школу. Потом работал грузчиком, разнорабочим, курьером и автомехаником. В 1939 году открыл свое дело — авторемонтную мастерскую. В 1946 году автомастерская была перестроена в предприятие по имени "Современность" (Huyndai – Хёндэ). Чжу-ён часто с удовольствием вспоминал, как продавал подержанные запчасти под видом новых. Разумеется, исключительно из патриотических соображений, ведь клиентами его были японцы.

ПРОКАТ ГРУЗОВИКОВ
БЕЗ ВОДИТЕЛЯ

Адрес: Москва, Каширское шоссе, д.24, стр.7.

Телефон: 8(495)96-929-96

«ТриэС-Авто» (Москва) сдает
в аренду грузовики портеры Хендай и фургоны Рено Кангу
без водителя

Карта сайта